№ 2 (2016): ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ

					Показать № 2 (2016): ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ

этом выпуске журнала «Вестник СВФУ им. М. К. Аммосова» серия «Экономика, Социология, Культурология»
мы решили открыть дискуссионную площадку, где хотелось
бы начать обсуждение вопросов стратегического планирования. Принятый Федеральный закон «О стратегическом
планировании в Российской Федерации» (№ 172-ФЗ) сформулировал основные принципы разработки государственных документов долгосрочного планирования на государственном уровне и в субъектах Российской Федерации. На
основании этого закона практически во всех регионах страны начаты разработки Стратегий развития. В Республике
Саха (Якутия) Главой республики Е. А. Борисовым издан
Указ № 228 «О стратегическом планировании в Республике
Саха (Якутия)» от 25.12.2014 г.
Этими решениями открывается новая страница в современной практике управления экономикой и социальным
развитием страны и регионов. Хотя эта новизна в значительной мере условна, так как
практика долгосрочного и стратегического государственного планирования в нашей стране имеет глубокие корни, однако, кардинально изменившиеся система общественных отношений, отношений собственности, институциональные преобразования и т. д., также
полностью изменяют способы государственного регулирования и управления развитием
национального хозяйства и общества.
В этой связи необходимо сформировать научно-методологическое пространство, соответствующее новым условиям управления жизнедеятельностью страны, разработать
методы долгосрочного планирования сбалансированного развития различных уровней
организации экономики и производств: федеративного и регионального, регионального
и муниципального, территориального и отраслевого, учитывая, что значительная часть
производств приватизирована и подчиняется своим правилам и нормам перспективного планирования собственной деятельности. Надо принимать во внимание и тот факт,
что государственная система единого сквозного государственного планирования уже не
может быть воссоздана в прежнем виде. Необходимо принимать реалии свободы рынка,
реалии выбора бизнеса сообществом самостоятельных стратегий и целей развития, которые могут не только не совпадать, но и противоречить общегосударственным интересам.
В то же время надо думать, что эти разработки должны иметь оригинальные результаты, создающие методологическое пространство, соответствующее российским традициям и реалиям размещения производительных сил, пространственной организации и
управлению, где зарубежный опыт, безусловно, будет полезен, но не вполне применим.
Региональные хозяйственные комплексы становятся всё более подверженными внешнему влиянию. Курс доллара, мировые цены на золото, алмазы, углеводородное сырье
и многие другие характеристики глобальной экономики оказывают существенное влияние и не всегда нивелируются существующими компенсационными механизмами государственного регулирования национальной экономики. Устойчивое развитие надо
понимать не обязательно как стабильный экономический рост, как поступательное восхождение количественных измерителей, под устойчивостью можно понимать и периоды
накопления качественных изменений, которые впоследствии могут стать факторами роста количественных параметров.

Опубликован: 2021-08-31

Весь выпуск